Психолого-педагогическая карта ребенка, поступающего в первый класс

МОУ "Средняя общеобразовательная школа №11 города Чебоксары"

 

Психолого-педагогическая карта ребенка, поступающего в первый класс

Психолого-педагогическая карта ребенка, поступающего в первый класс.

 

1. Навыки организации учебной деятельности

1.1. Планирование (возможность организовывать свою деятельность в соответствии с ее целью).

Низкий уровень — действия ребенка не соответствуют поставленной цели.

Средний уровень — действия ребенка частично соответствуют поставленной цели.

Высокий уровень — действия ребенка полностью соответствуют поставленной цели.

1.2. Контроль (умение сопоставлять результаты своих действий с поставленной целью).

Низкий уровень — полное несоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели.

Средний уровень — частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (как правило, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие).

Высокий уровень — соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (как правило, ребенок сам может сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью).

1.3. Мотивация учения (стремление находить скрытые свойства предметов, находить закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их).

Низкий уровень — стремление ориентироваться только на те свойства предметов, которые доступны непосредственно через органы чувств.

Средний уровень — стремление ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира — находить и использовать эти обобщения.

Высокий уровень — стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности и желание использовать их в своих действиях.

 

2. Психологическая и социальная готовность к школе

2.1. Желание учиться в школе:

а) ребенок хочет идти в школу;

б) особого желания идти в школу у ребенка пока нет;

в) идти в школу ребенок не хочет.

2.2. Учебная мотивация:

а) ребенок осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают для него самостоятельную привлекательность;

б) собственные цели учения ребенком не осознаются, для него привлекательной является только внешняя сторона учения (возможность ходить вместе со сверстниками в школу, носить школьную форму, иметь портфель и т.д.);

в) цели учения ребенок не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.

2.3. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

а) ребенок достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя;

б) контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны;

в) ребенок плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.

2.4. Организованность поведения:

а) поведение организованное;

б) поведение недостаточно организованное;

в) поведение неорганизованное.

 

3. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций

3.1. Фонематический слух, артикуляционный аппарат:

а) у ребенка нет нарушений в фонематическом строе речи и звукопроизношении, речь правильна, отчетлива;

б) в фонематическом строе речи и звукопроизношении ребенка есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда);

в) ребенок косноязычен (обязательно обследование логопеда).

3.2. Мелкие мышцы руки:

а) рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами;

б) рука развита недостаточно хорошо — карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением;

в) рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.

3.3. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:

а) ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;

б) у ребенка отмечаются отдельные признаки недоразвития умений по ориентации в пространстве, координации движений, недостаточная ловкость;

в) ориентация в пространстве и координация движений развиты плохо, ребенок неуклюж, малоподвижен.

3.4. Координация в системе «глаз–рука»:

а) ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на определенном расстоянии (с классной доски);

б) графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, ребенок переносит в тетрадь с незначительными искажениями;

в) при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, ребенок допускает грубые искажения.

3.5. Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контурных линий):

а) соответствует средним показателям возрастной группы;

б) ниже средних показателей возрастной группы;

в) намного ниже средних показателей возрастной группы.

 

4. Развитие познавательной деятельности

4.1. Кругозор:

а) представления ребенка о мире достаточно развернуты и конкретны, он может рассказать о стране, городе (селе), в котором живет, о животных и растениях, временах года;

б) представления ребенка достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;

в) кругозор ребенка ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

4.2. Развитие речи:

а) речь ребенка содержательна, выразительна, грамматически правильна;

б) ребенок затрудняется в подборе слов, в выражении мыслей, в его речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;

в) ответы на вопросы чаще всего односложные, в речи ребенка много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложений).

4.3. Развитие познавательной активности, самостоятельности:

а) ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;

б) ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;

в) уровень активности, самостоятельности ребенка низок, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.

4.4. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):

а) ребенок правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи;

б) задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, ребенок выполняет с консультационной помощью взрослого;

в) ребенок выполняет задания с организующей помощью взрослого, может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания;

г) при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, ребенку нужна обучающая помощь, которая чаще всего воспринимается с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.

4.5. Произвольность деятельности:

а) ребенок удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца;

б) ребенок удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке взрослого;

в) деятельность ребенка хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется; ребенок прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.

4.6. Темп деятельности:

а) соответствует средним показателям возрастной группы;

б) ниже средних показателей возрастной группы;

в) намного ниже средних показателей возрастной группы.

4.7. Учебные знания, умения (перечислить имеющиеся, указать конкретно, с каким запасом учебных умений ребенок идет в школу, например знание букв, элементарные математические представления и др.)                                      

           

5. Состояние здоровья

5.1. Особенности развития на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имели место, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания)  

5.2. Темп развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить и т.п.)                    ___________________________________________

5.3. Состояние соматического здоровья

Характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность: сколько раз в истекшем году болел, сколько дней___________________________________________

Вывод: группа здоровья_____________________

 

6. Возможные трудности школьной адаптации

6.1. Трудности, связанные с поведением ребенка

___________________________________________

___________________________________________

6.2. Трудности, связанные с организацией учебной деятельности        

___________________________________________

6.3. Наблюдаемые признаки предрасположенности ребенка к нарушениям здоровья (соответствующие подчеркнуть):

— тревожность;

— высокая утомляемость;

— раздражительность;

— чрезмерная невнимательность;

— неусидчивость;

— расторможенность;

— заторможенность;

— обидчивость;

— плаксивость;

— упрямство;

— драчливость, агрессивность;

— двигательное беспокойство;

— головные боли;

— головокружение;

— плохой аппетит;

— навязчивые привычки;

— другие признаки (указать)_________________ .

6.4. Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть):

— чрезмерная усталость после занятий;

— недосыпание;

— нарушение сна;

— страх темноты, одиночества;

— непослушание, конфликтность;

— беспричинный подъем температуры;

— плохой аппетит;

— тошнота;

— укачивание в транспорте;

— непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода;

— потливость;

— аллергические реакции;

— ночное недержание мочи;

— другие жалобы на состояние здоровья (указать)                             .

— другие признаки (указать)_________________ .

 

7. Заключение

Рекомендации по индивидуальной работе с ребенком

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".